Hongwell-Shop.Ru

 масштабные модели автомобилей cararama hongwell

              главная            о компании HONGWELL            доставка и оплата            контакты            ссылки

Меню

   
  > Автолегенды СССР
  > Автомобиль на Службе
  >

Масштаб 1:43 Наличие

  > Масштаб 1:72
     
   

Каталог

  > Alfa Romeo

>

Aston Martin

>

Audi

  > BMW
  > Fiat
  > Ford
  > Hummer
  > Isuzu
  > Jeep
  > Land Rover 
  > Lexus
  > Mazda
  > Mercedes-Benz
  > Mini
  > Mitsubishi
  > Peugeot
  > Porsche
  > Renault
  > Subaru
  > Toyota
  > Vaz
  > VolksWagen
  > Volvo
   

 

 

Отечественные модели От игрушек к моделям

Какое бы направление в коллекционировании Вы ни выбрали, сегодня недостатка в моделях нет. Практически 90% автомобилей, выпущенных ведущими автомобильными фирмами мира, уже воспроизведены в разномасштабных копиях, зачастую в нескольких вариантах. Однако, во-первых, так было не всегда, а во-вторых, отечественные автомобили обычно попадали как раз в число «неохваченных» 10%. Подавляющее большинство моделей советских автомобилей производится только отечественными изготовителями. Автор не ставит своей целью дать подробный обзор истории производства игрушек-копий в дореволюционной России - интересующимся данной темой рекомендую обращаться к Евгению Смирнову (Нижний Новгород, Россия).

Первые модели запряжённых лошадьми экипажей появились в России ещё в первой половине XIX в. «Мальчик с игрушкой» - картина неизвестного русского художника начала XIX в., находящаяся в Псковском историко-художественном музее, является хорошим примером и доказательством существования такого рода миниатюр в России уже в то далёкое время. Такие игрушки, в частности, производились Андреевской артелью. Артель была основана 1 апреля 1915 г. в обновлённых помещениях фабрики игрушек П.Талаева, производившей игрушки с 1872 г. Фабрика изготовила свыше 600 типов жестяных игрушек, включая элегантные и яркие миниатюрные экипажи. Производство процветало, и в период с 1902 г. до начала Первой мировой войны даже издавались иллюстрированные каталоги.

Наряду с игрушками российского производства некоторые специализированные магазины в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде и других крупных городах предлагали высококачественные импортные игрушки - в основном французских и немецких кукол, кукольные дома, оловянных солдатиков и миниатюрные экипажи. В 1897 г. известная ювелирная фирма Карла Г. Фаберже (Faberge) изготовила уникальный подарок Николаю II (1868-1918) в честь годовщины восхождения на престол. Подарок представлял собой коронационное яйцо, внутри которого была изумительная миниатюрная копия кареты императрицы Александры Фёдоровны (1872-1918). Ведущий механик и ювелир фирмы Георг Штейн (Georg Stein) работал над этой миниатюрой 15 месяцев. Крыша кареты украшена шестью двуглавыми орлами и короной, окна были сделаны из хрусталя, передние колёса были выполнены поворотными. При открывании дверей кареты тончайший механизм опускает две ступеньки. После революции этот шедевр был продан за границу и несколько раз менял хозяев, пока не оказался в коллекции Музея журнала Forbes в Нью-Йорке. Аналогичное яйцо можно увидеть в фильме про «Агента 007» Джеймса Бонда - «Осьминожка» (1982).

В личной коллекции Е.Смирнова хранится миниатюрная (12 см длиной) стеклянная ваза начала 1900-х годов в форме автомобиля. Табличка на подставке гласит, что эта миниатюра была изготовлена по специальному заказу в честь десятилетнего юбилея в 1905 г. К сожалению, даже в главном российском Художественно-педагогическом музее игрушки в Сергиевом Посаде тема игрушек-копий почти не раскрыта. Не уделяется этой теме должное внимание и на специализированных отечественных выставках (модели-копии даже не упоминаются среди основных экспозиций Московской международной выставки «Игрушки и игры»). Справедливости ради стоит отметить, что выставки моделей всё-таки периодически организуются силами энтузиастов.

Итак, российские модели-копии имеют своё прошлое, настоящее, а главное - будущее, и автор в этой и последующих публикациях постарается дать краткий (и к сожалению, весьма поверхностный) обзор развития данного направления. Первые советские жестяные автомобили-игрушки появились в 1930-х годах одновременно с развитием автомобильной промышленности в Советском Союзе. Тогда же в СССР появились «пиратские» копии моделей, произведённых английскими и немецкими фирмами. Так, в 1937 г. ленинградский завод «Северный пресс» выпустил набор для сборки игрушечного автомобиля - точную копию аналогичного набора английской фирмы Meccano. После Великой Отечественной войны производство игрушек-копий было продолжено. Первыми среди масштабных моделей 1950-х годов стали модели-игрушки автомобилей (приблизительно в масштабе 1:43): ЗиС-110, ГАЗ-12 "ЗИМ", ГАЗ-М20 «Победа» и некоторые другие. Теперь они стали раритетами.

В 1960-е годы в СССР выпускались педальные автомобили для детей, отдалённо напоминающие реальные легковые автомобили. Так, АЗЛК производил педальную «копию» «Москвича» (строго говоря, назвать этот педальный автомобиль копией можно с большой натяжкой). Одновременно выпускались игрушки («каталки») металлические и пластмассовые, копировавшие реальные отечественные легковые и грузовые автомобили, бронетехнику. Но поскольку задача точного копирования перед изготовителями не ставилась (а в случае бронетехники точное копирование было в то время невозможно), вряд ли стоит рассматривать такие игрушки в качестве моделей. Впрочем, некоторые даже очень примитивные игрушки своими пропорциями и деталями достаточно точно напоминали грузовик ЗиЛ-130 или бронемашину БРДМ-1.

Промышленное производство действительно масштабных моделей в СССР началось в начале 1970-х годов. Более 250 разных масштабных моделей (металлических и пластмассовых) производилось в Советском Союзе в 1980-х годах - главным образом в Российской Федерации. Среди отечественных изготовителей масштабных моделей - заводы в Москве, Ленинграде/Санкт-Петербурге, Саратове, Марксе, Казани, Костроме, Горьком/ Нижнем Новгороде, Ульяновске, Россоши, Тбилиси, Таллине, Минске, Киеве, Донецке, Умани, Каменец-Подольском, Херсоне, Кременчуге, Жёлтых Водах, Запорожье, Алма-Ате, Одессе, Свердловске и в других городах. Обычно изготовление моделей не было основным профилем этих заводов (производство высококачественных масштабных моделей требует специального прецизионного оборудования, которое в Советском Союзе было сконцентрировано главным образом в электронной и оборонной промышленностях). Некоторые предприятия производили только один или несколько типов моделей. Вместе с тем в Советском Союзе масштабные модели всегда входили в разряд дефицитных товаров - они рассматривались почти исключительно как игрушки, а игрушки никогда не считались в СССР предметами первой необходимости. Потребности коллекционеров и вовсе не учитывались при составлении производственных планов. Нельзя сказать, что масштабы производства были малы (производились сотни тысяч моделей в год), но в первую очередь удовлетворялись потребности экспорта, да и номенклатура моделей была невелика. В 1980-е годы редакция журнала «Техника-молодёжи» даже устроила «круглый стол» по проблемам отечественного историко-технического моделизма, пригласив представителей промышленности, чтобы разобраться, почему за границей производят массу моделей-копий, а в СССР - почти ничего, кроме оснастки, приобретённой у FROG. Шефом игрушечной промышленности СССР в то время был заместитель начальника Главного управления по производству игрушек В. Володин. Он долго объяснял журналистам, почему так сложно, почти невозможно было наладить производство моделей-копий...

Александр БАРМАСОВ г.Санкт-Петербург

Автомобильный моделизм 2000г.

Реклама

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Auto TOP-100 Counter Всё об АВТО и для АВТО

Масштабные модели автомобилей, автолегенды СССР. У нас вы можете купить Автолегенды СССР производства DeAgostini. Модельки автомобилей. Модельки 1:43 на http://hongwell-shop.ru/.

‹яя