Hongwell-Shop.Ru

 масштабные модели автомобилей cararama hongwell

              главная            о компании HONGWELL            доставка и оплата            контакты            ссылки

Меню

   
  > Автолегенды СССР
  > Автомобиль на Службе
  >

Масштаб 1:43 Наличие

  > Масштаб 1:72
     
   

Каталог

  > Alfa Romeo

>

Aston Martin

>

Audi

  > BMW
  > Fiat
  > Ford
  > Hummer
  > Isuzu
  > Jeep
  > Land Rover 
  > Lexus
  > Mazda
  > Mercedes-Benz
  > Mini
  > Mitsubishi
  > Peugeot
  > Porsche
  > Renault
  > Subaru
  > Toyota
  > Vaz
  > VolksWagen
  > Volvo
   

 

 

Производство моделей автомобилей в СССР

Большинство моделей автомобилей в СССР производилось в масштабе 1:43, но использовались и некоторые другие масштабы (1:16, 1:20, 1:24, 1:50, 1:87 и т.п.).

По мнению автора, отечественные модели автомобилей можно разделить на две большие группы: оригинальные модели и ремейки (remakes), произведённые с помощью известных международных фирм-изготовителей моделей (с использованием старых форм и оборудования) - главным образом итальянских и французских. С помощью купленного в 1970-х годах оборудования в СССР было организовано производство моделей автомобилей в масштабах 1:43 и 1:24 в Москве, Тбилиси, Киеве, Ленинграде, Донецке, Минске и в некоторых других городах.

Оригинальные модели, в свою очередь, можно условно разделить в зависимости от способа их изготовления на три подгруппы (а как результат - от распространенности и цены).

Первая подгруппа - здесь рассматриваются только оригинальные модели заводского производства, их изготавливали - от тысяч до сотен тысяч штук в год. Такие модели могут быть и металлическими, и пластмассовыми, они обычно собраны из 40-100 деталей (иначе по внешнему виду их не отличить от игрушек), хотя первые модели «Тантала» имели всего 9, а вполне приличные модели завода «Двигатель» - 14-20 деталей. Для легковых и грузовых моделей цены колеблются от 50 до 200 руб. и выше (здесь и далее, где не оговорено особо, приводятся средние розничные цены на начало 2000 г.). Причём в престижных магазинах торговые наценки могут достигать и 50%. Обычно пластмассовые модели дешевле металлических. Разумеется, указанные цены являются только ориентировочными и применимы лишь для новых моделей. Возраст копии играет не последнюю роль при определении цены того или иного экземпляра. С возрастом цена модели начинает зависеть от множества параметров: сохранность, общее количество выпущенных моделей, производство завершено или продолжается, соответствие окраски оригиналу, наличие оригинальной коробки и т.п. Старые модели обладают неповторимым шармом и дают представление о технологии производства, присущей определённому периоду. Одно можно сказать точно: хорошо сохранившиеся модели первых лет выпуска в оригинальных коробках иногда в десятки раз дороже современных аналогов.

При производстве металлических die-cast моделей промышленные изготовители (такие, как ЛОМО-АВМ, «Тантал/Литан», «Агат», «Элекон») обычно применяют литьё из сплавов типа ЦАМ (цинк, алюминий) в металлические разборные формы. Дороговизна и недоступность высококачественных сплавов в достаточных количествах вынудило «Тантал/Литан» в конце 1990-х годов перейти к выпуску моделей, в которых отлитые из металла элементы заменены на аналогичные пластмассовые. К сожалению, это существенно снизило качество моделей.

Наряду с крупными фирмами-изготовителями существуют и мелкие, производящие оригинальные модели на промышленной основе, но в значительно меньших количествах. Автор считает необходимым упомянуть, что даже крупные изготовители, производящие тысячи одинаковых моделей, отличающихся в лучшем случае цветом, всё же стремятся разнообразить гамму предлагаемых моделей, выпуская разные модификации одной базовой. Среди примеров таких моделей производства «Агат» и «Тантал/Литан» - модели с багажником на крыше, с прицепами, такси (разные версии), милиция/ГАИ/ДПС/охрана (по несколько версий - СССР, Россия, с фонарями и без, и т.п.), военная автоинспекция, служба безопасности движения, медицинские, почта, свадебные, аварийные, учебные, доставка (например, «Книги», «Меха» и т.п.), ООН и так далее, и так далее. Все модели Москвичей производились и производятся не только разных цветов, с разными надписями и дополнительными элементами, но и с тремя вариантами решётки радиатора: с двумя или с четырьмя круглыми, или с двумя прямоугольными фарами (поскольку облицовки и фары реальных автомобилей отличались в зависимости от года их выпуска). А некоторые из этих моделей также выпускались ещё с двумя типами облицовок и фар («ижевские» варианты). Однако иногда версии моделей появлялись из-за необходимости упростить и удешевить производство. Так, масштабные модели ЗиЛ-115 и ЗиЛ-117 первоначально выпускались с антенной на крыше, а теперь - без. Масштабная модель ГАЗ-24-02 «Эскорт» сначала производилась с двумя антеннами, теперь - без. Модели некоторых «Руссо-Балтов» производились с открывающимися капотами и подробными моделями двигателей, позже -без. Первые и последующие версии модели ГАЗ-24 «Волга» отличаются достаточно серьёзно (даже существовали версии без открывающихся дверей - что уж говорить о наличии запасного колеса в багажнике). Первые модели Москвича-403 производились с открывающимися передними дверями, затем в течение многих лет эта модель вообще не выпускалась, а позднее производство было возобновлено, но уже с неоткрывающимися дверями. То же имеет место и в случае других изготовителей. Так, первые и последующие версии моделей КамАЗов производства «Элекон» отличаются деталями. Впрочем, модели не только упрощаются. Например, появляются версии с передними поворачивающимися колёсами. Модели ЗиЛ-131 первоначально производились с примитивной металлической имитацией двигателя, последующие версии получили несколько лучшую его пластмассовую копию.

Специальные модели производились перед XXII Олимпийскими играми (Москва, 1980): с официальной эмблемой и надписями «Москва-80». Позднее производились модели и с другими надписями - «С Новым годом!», «400 лет Саратову», «850 лет Москве» и многие-многие другие. Ну а плоские поверхности пластмассовых тентов КамАЗов и прицепов ОдАЗ позволили «Элекону» выпустить десятки «новых» моделей, чему их только не посвящая.

С другой стороны, существуют модели, производящиеся разными изготовителями: например, модели в масштабе 1:43 джипа УАЗ-469 производятся (или производились) «Электромашиностроительным заводом» (Херсон, Украина) - пластмасса, «Ульяновским автомобильным заводом» и «Танталом/Литаном» - металл. Две последние модели базировались на одной исходной разработке, но тем не менее отличаются друг от друга. Автор знает по крайней мере 4 разные масштабные модели бортового АМО-Ф-15, серийно производившиеся четырьмя изготовителями, не считая самоделок. Модели разных модификаций ЗИЛ-130 (в том числе седельного тягача ЗИЛ-130В1 с полуприцепом ОдАЗ-885) в масштабе 1:43 выпускались как заводом "Электроприбор" (Каменец-Подольский, Украина), так и московским заводом игрушек "Прогресс". Оба изготовителя квалифицировали свою продукцию как игрушки, однако, если пластмассовые модели "Прогресса" (особенно в последнее время) довольно примитивны, то "Электроприбор" производил неплохие металлические модели.

Некоторые модели производились специально для экспорта - например, «Агат» производил модель так называемого «Проекта перспективного автомобиля «Лада» - в действительности remake модели Opel Corsa производства Herpa в масштабе 1:66. Впрочем, существовала и аналогичная модель ВАЗ-1116 «Ока». Автор особо выделяет модели, производящиеся тем же заводом, который производит и настоящие автомобили. Ранее уже упоминался Ульяновский автомобильный завод, выпускавший модели УАЗ-469 и УАЗ-452В. Готовилось производство модели Урал-4320 на Уральском автомобильном заводе. Следует отметить Горьковский автомобильный завод (Россия), который выпускал как собственные (довольно примитивные), так и переданные с «Тантала» модели «Волг» и «Чаек». Разработанная на ГАЗе модель «Волги» ГАЗ-24 выглядела просто ужасно (даже для игрушки) и отличалась масштабом (1:50), однако имела существенное преимущество перед другими моделями - оригинальную имитацию фар, ранее предложенную фирмой Corgi. Производство этой модели-игрушки было прекращено после начала выпуска прекрасной модели «Волги» на «Тантале». А вот металлическая модель ГАЗ-14 «Чайка» в масштабе 1:43 хоть и отличалась некоторой примитивностью и чрезмерным для такой модели весом (260 г против 180 у аналогичной по размерам модели ЗиЛ-117 производства «Агат»), была и остаётся жемчужиной многих коллекций. ГАЗ выпускал также модели-игрушки с электрическими, заводными и инерционными двигателями. Кременчугский автомобильный завод (Украина) в масштабе 1:50 выпускал металлическую модель-игрушку самосвала КрАЗ-251 (1974 г.). Откровенными недостатками этой модели были экзотические цвета (КрАЗ рассматривал её скорее как игрушку) и примитивные колёса. Умельцы легко исправляли эти недостатки, перекрашивая модель и заменяя колёса на «камазовские» от серийных моделей «Элекона». Запорожский автомобильный завод «Коммунар» (Украина) выпускал модели и игрушки «Запорожцев». А модели первенца будущего ЗиЛа АМО-Ф15 выпускались не только «Элеконом», «Прогрессом» и «Кзыл-Ту», но и филиалом Завода имени Лихачёва в Рославле (Россия). Изготавливал модели и Минский автомобильный завод (Минск, Белоруссия).

Александр БАРМАСОВ г.Санкт-Петербург

Автомобильный моделизм 2000г.

Реклама

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Auto TOP-100 Counter Всё об АВТО и для АВТО

Масштабные модели автомобилей, автолегенды СССР. У нас вы можете купить Автолегенды СССР производства DeAgostini. Модельки автомобилей. Модельки 1:43 на http://hongwell-shop.ru/.

‹яя